Что должен знать ребенок к первому классу: результаты курса «Подготовки к школе для ребят 5-6 лет»

Дети // Новость

8 вещей, которые должен уметь будущий первоклассник

  • 4 августа 2020
image
Фото: mtdata.ru

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение – если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?

Учеба для первоклассника – это физическая нагрузка, и немалая.

Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно – ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой. Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира.

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» – ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью – он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше – это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других – это признак готовности руки к обучению письму.

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма – более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех – до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень – если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно – просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф – пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа – это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

«Достали учебники. Взяли ручки», – как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно – только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» – это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» – ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» – значит, ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Если не соответствует школьной норме только один признак – например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут – в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год – лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, – выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

Источник:ПРАВМИР
Теги:

Читайте также в рубрике «Дети»

image

Почему так тревожно за маленькую Алису

  • 20 июля

Ковидные салочки: как российские дети играют в коронавирус

  • 16 июля

В Госдуме предложили ввести образовательные сертификаты для детей из многодетных семей

  • 21 июня

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет, и школы должны принимать всех детей, которые записались. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседования с будущими школьниками. Особенно сильно это собеседование может повлиять на результаты поступления в школах с углублённым изучением предметов и в той ситуации, когда ребёнок поступает в школу не от своего дома.

524 ₽ 583 ₽ −10% Большая книга упражнений для … 647 ₽ 719 ₽ −10% Годовой курс занятий. Для дет… Дата доставки: 28 июля 179 ₽ 199 ₽ −10% Все плакаты для подготовки к … 1 291 ₽ 1 435 ₽ −10% Школа семи гномов: от 6 до 7 … Дата доставки: 28 июля

Формальные требования в школах

Собеседования в разных школах проводятся по-разному, поэтому и требования везде свои. Но в общем и целом формальные критерии похожи.

Память

Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Неплохо знать наизусть пару стихотворений. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить по крайней мере половину).

94 ₽ 105 ₽ −10% Развиваем и проверяем внимани… 150 ₽ 167 ₽ −10% IQ – тренажер для детей 6-7 л… 599 ₽ Робинс Обучающая игра Трениру… 1 831 ₽ 2 035 ₽ −10% Djeco Настольная игра Мемо-нимо

Знание окружающего мира

Общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений. Особенно почему-то любят спрашивать названия детёнышей различных животных, задавая вопросы, от которых и взрослые часто приходят в замешательство. Как зовут маленького опоссума?

329 ₽ 600 наклеек. Окружающий мир 1 075 ₽ 1 195 ₽ −10% Набор развивающих игр Grasper… 985 ₽ 1 095 ₽ −10% Обучающая игра Lisciani Слова… 1 345 ₽ 1 495 ₽ −10% Djeco Обучающая игра Заниматч 801 ₽ 890 ₽ −10% Djeco Пазл для малышей Против… 1 300 ₽ 1 445 ₽ −10% BrainBox Настольная игра Сунд…

Фонетические знания

Находить слова с определённым звуком (например, слова с буквой «с»). Уметь разбивать слова на слоги. Желательно уметь выделять глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

20 ₽ 23 ₽ −10% Мини-плакат «Буквы и звуки ру… 189 ₽ 210 ₽ −10% От А до Я. Рабочая тетрадь 5-… 152 ₽ 169 ₽ −10% Я учусь говорить и читать, ча…

Речь

Умение отвечать на вопросы и задавать их. Пересказывать небольшие рассказы, уметь уловить смысл литературного произведения. Рассказывать историю по картинке.

69 ₽ 77 ₽ −10% 100 упражнений для развития речи 355 ₽ 395 ₽ −10% Развитие речи: в зоопарке 55 ₽ Карточки для детей. Созвездия…

Математические навыки

Считать до 100, выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Уметь соотносить цифру и реальное количество предметов. Знать геометрические предметы.

53 ₽ 59 ₽ −10% Учимся решать задачи. Рабочая… 287 ₽ 319 ₽ −10% Сказочная математика для дете… 152 ₽ 169 ₽ −10% Необычная математика. Тетрадк…

Нужно ли уметь читать и писать?

Очень многих родителей волнует этот вопрос. Безусловно, умение читать и писать являются плюсом при поступлении. Несмотря на то, что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Всё зависит от мотивации ребёнка. Если буквы запоминаются легко и вот они уже складываются в слога, почему бы не дать ребёнку хороший бонус в дальнейшем школьном обучении? Это прибавит ему уверенности в себе. Если «не идёт», не стоит зубрить буквы с утра до вечера, наверняка есть какое-то занятие, которое именно сейчас ребёнку нужнее. А пока читайте малышу сами, прививайте любовь к книгам, и в один прекрасный день он захочет прочитать книгу самостоятельно.

256 ₽ 285 ₽ −10% Буквограмма. От 3 до 6. Разви… 141 ₽ 157 ₽ −10% Читаю сам! 319 ₽ 355 ₽ −10% Стихи, сказки, рассказы для п… 287 ₽ 319 ₽ −10% Раннее обучение чтению. Букварь

Подготовительный класс: идти?

Плюсы у подготовительного класса есть. Ребёнок освоится в стенах школы, познакомится с учителями, наверняка у него уже появятся друзья и знакомые в будущем классе. В целом адаптация к школе через подготовительные занятия пройдёт легче. Подготовительный класс в определённой степени снимает с плеч родителей ответственность обучить ребёнка читать и писать, наверняка он этому научится в школе.

Особенно важно посещение подготовительного класса, если ребёнок поступает в школу с углублённым изучением или в школу, которая относится к другому дому. Конкурс в такие школы будет выше, и дети, завершившие обучение в подготовительном классе, получат преимущество. Читайте подробнее, как выбрать школу, которая обязательно понравится ребёнку.

270 ₽ 301 ₽ −10% За три месяца до школы. Задан… Дата доставки: 28 июля 359 ₽ 399 ₽ −10% Большая книга заданий и упраж… 193 ₽ 215 ₽ −10% Прописи. Комплект из 3-х частей Дата доставки: 28 июля 150 ₽ 167 ₽ −10% Математический старт для дете… Дата доставки: 28 июля

Подготовка к жизни

По нашему глубокому убеждению, настоящая подготовка к школе — это не про то, как выучить несколько ответов на заранее подготовленные вопросы. Настоящая подготовка означает научить ребёнка понимать вопросы и искать ответы, оставаться спокойным и находить решение любой проблемы, которая встаёт перед ним на пути.

Берите пример с ромашки, тянитесь к свету!

Безусловно, дать такие навыки гораздо сложнее. Зато подготовка станет не только билетом к поступлению в школу, но и ключом к успешной жизни в целом. Как же сделать так, чтобы ребёнок был уверен в своих силах, успешен и целеустремлён? Читайте в нашей статье про развитие личности ребёнка.

Немного психологии

Психологическая готовность к школе очень важна. В этом вопросе стоит поинтересоваться опытом других родителей, советам психологов и учителей. Навыки навыками, но мотивация ребёнка и его психологические особенности оказывают большое влияние на то, как прочно эти навыки «прилипнут» к ребёнку, и насколько комфортным будет его пребывание в новой среде. Мы постарались собрать мнения опытных родителей и специалистов по работе с детьми, опубликовав интервью с самыми важными участниками процесса обучения.

Успешного вам поступления в школу!

Подготовка к школе: путеводитель

Почему важно готовить ребенка к школе и как правильно это делать, рассказывает нейропсихолог, образовательный коуч и многодетная мама Анна Высоцкая.

pixabay.com

Сегодня до школы дети проходят разные пути развития

Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось. Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно. 

Раньше все дошкольники находились примерно в равных условиях: большинство посещало детские сады, где дети играли и занимались ручным творчеством, а непосредственно перед школой их немного готовили к школьной жизни, в первую очередь, психологически. В итоге в школу дети шли почти с одинаковым уровнем знаний. Всегда находились ученики, опережающие сверстников по навыкам чтения, например, но это были скорее единичные случаи.

Детские сады также отличаются друг от друга по программам развития. Во многих частных садах, например, не уделяется должного внимания сюжетно-ролевой игре, зато дети крайне нагружены интеллектуально. Где-то ситуация прямо противоположная.

Первая проблема, которую я вижу сегодня, — огромное количество моторных трудностей (простым языком, дети не только не готовы осваивать навык письма, но и просто удерживать статичную позу за столом). Второй блок проблем: речевые трудности, а третий — незрелость социальных навыков и произвольной регуляции своей деятельности.

В силу дисгармоний в развитии современных детей так велик сейчас спрос родителей на школы с индивидуальным подходом, фактически — на разнообразные коррекционные маршруты.

Одни первоклассники не знают букв, а другие — читают тексты

Итак, на входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты. Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять. Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков.

В таких условиях учитель не может обучать каждого ребенка в соответствии с его уровнем знаний и умений, он просто задает некое общее направление, фактически выступая в роли методиста и ментора. При этом одни дети спокойно и самостоятельно работают, а другим это оказывается не под силу. Родителям приходится уже в первом классе брать репетиторов и привлекать других специалистов, потому что ребенок объективно «не тянет» программу.

Именно поэтому я рекомендую все же готовить ребенка к школе заранее, но делать это нужно с умом.

Не стоит превращать подготовку в прохождение программы первого класса — может быть, кроме варианта, когда ребенок идет на трехлетнюю программу обучения «Эффективная начальная школа 1-3». В этом случае ребенку лучше заранее пройти программу первого и даже второго класса, включая прописи.

Вместо прописей — карандаши и пластилин

В первую очередь, важно подготовить руку ребенка к письму. Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок не любит эти занятия». Действительно, бывают такие дети, и у них, как правило, уже есть проблемы с мелкой моторикой. Задача родителей — придумывать интересные занятия, как-то увлекать ребенка, даже если он не очень хочет заниматься. Сейчас продается много пособий, раскрасок, наборов для творчества — всегда можно найти то, что понравится.

pixabay.com

Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.

Если же не заниматься развитием руки и графомоторики, то с началом обучения у ребенка, скорее всего, будет падать мотивация, он будет чувствовать напряжение и отказываться выполнять задания. Он будет сравнивать себя с одноклассниками, получать негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.

О наличии проблем станет понятно только в ходе обучения

Мы, конечно, можем рассчитывать на то, что нечитающий семилетний ребенок пойдет в школу, откроет азбуку и легко научится читать. Так вполне может быть, если он полностью здоров и развит, но его по какой-то причине просто не учили читать.

К сожалению, практика показывает, что все не так просто: есть много детей со специфическими трудностями чтения, которые не видны до начала обучения. Причины их различны: от дефицита развития тех или иных высших психических функций до незрелой саморегуляции, когда ребенку элементарно не под силу удерживать внимание на строке.

Опять же, если ребенок до 7 лет не проявлял интереса к чтению, а при попытках что-то ему показать или рассказать — сопротивлялся, то это тоже звоночек для родителей.

Мы живем в насыщенном информационном поле: буквы, слова и тексты у нас повсюду и пройти мимо них у ребенка никак не получится. Но если в 6-7 лет интереса к этой теме нет, то, скорее всего, мозг ребенка подобную информацию не умеет должным образом обрабатывать. И тут надо разбираться в причинах.

Самое главное — вы не узнаете об этих проблемах, пока не начнете учить ребенка читать. Именно поэтому важно играть с буквами и словами за некоторое время до школы: чтобы понять, насколько ребенок в принципе берет этот материал. Тогда при возникновении сложностей у вас будет в запасе время на их решение. В первом классе ресурсы ребенка будут брошены на адаптацию к школе, и решать коррекционные задачи станет сложнее.

Чем лучше ребенок читает, тем проще ему учиться

Но даже если у вас совершенно обычный, хорошо обучаемый ребенок, то все равно я рекомендую идти в школу, уже умея читать. Потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения. 

pixabay.com

Если ребенок пошел в школу в самом начале освоения навыка чтения, когда он только-только стал слоги складывать, то ему будет сложно. У него не будет времени на автоматизацию этого навыка. Он будет настолько поглощен делами, у него появятся новые задачи — писать прописи, что-то считать, портфель собирать, какие-то задания выполнять. Когда ему «расчитываться»?

Для меня идеальный период, чтобы «расчитаться», — это старший дошкольный возраст. В это время ребенок получает удовольствие от чтения (если родители не превращают занятия чтением в бесконечный прессинг, сопровождаемый критикой), он читает вывески, простые слова, потом — короткие предложения, рассматривает с мамой книги, читает подписи к картинкам. И все это не насильственно и растянуто во времени. Таким образом автоматизация навыка идет мягко, и ребенок за год-полтора может «расчитаться».

Многие будущие школьники не владеют базовыми математическими представлениями

Мне не нравится, когда пятилетку сажают за парту, выдают ему лист с примерами и заставляют их решать. Такое обучение ни к чему хорошему не приведет, особенно если сам ребенок от него не в восторге. Но важно дать дошкольнику базовые математические понятия, некий фундамент, на котором базируется математика. Раньше в садах давали этот минимум. Сейчас я вижу, что у многих детей эти элементарные математические представления не отработаны.

Давайте для начала опишу, что я сама как нейропсихолог смотрю у детей и о каких таких математических представлениях нужно говорить до школы. И если не решать примеры в пособиях, то — чем заниматься?

Ориентация в пространстве. Почему это важно? Математика есть оперирование идеальными объектами в мысленном поле. Операции с числами — это перемещение чисел во внутреннем пространстве или путешествие по числовой оси, причем передвигаться мы можем по ней как вперед, так и назад. Или влево, или вправо. Ребята, которые плохо ориентируются в направлениях, как правило, и в вычислениях постоянно путают сложение и вычитание, разряды чисел.

Умение представлять, визуализировать сюжет в виде схематичного взаимодействия объектов, освобождая его от деталей и красок, — основа работы с алгоритмами решения задач.

Для этого важно понимать, как в речи выражены пространственные представления. Например, понимать, что «затем», это значит после чего-либо, равно как и «за». Или что «между» — значит посередине. Здесь же можно упомянуть о понимании последовательностей, временных отношений, об умении ориентироваться в плоскости листа.

Ощущение количества. Это мгновенное распознавание количества объектов в пределах 5 (или больше). Очевидно? Не факт. Ко мне часто приходят дети 5-6 лет, которые пересчитывают количество пальцев на одной руке, когда я задаю вопрос: «А сколько здесь пальцев?» Кстати, это один из маркеров того, что ощущение количества не сформировано. Скажите, имеет ли смысл такому ребенку решать тонны примеров? Как только ребенок может выделять в множестве объектов подмножества — скажем, видеть, что кучка состоит из трех и одного, из пяти и одного, мы можем более детально изучать состав числа.

pixabay.com

Еще одно важное представление — числовой ряд в пределах 10-20 и умение свободно перемещаться по нему вперед и назад (до 10 — база минимум, до 20 — уверенная норма, в пределах 100 — шикарно).

Состав числа. Мы говорим о составе числа в пределах 10. В идеале ребенок не должен ничего вычислять в пределах 10. Он должен владеть составом числа. Дети, не владеющие концепцией разложения множества на две и более части, долго стоят на месте в устном счете.

В математику можно и нужно играть

Я считаю, что базовые математические представления о количестве, составе числа, числовом ряде — все это можно и нужно отрабатывать до школы. Школа этого не даст, там ребенок сразу столкнется с абстракцией, он будет работать с цифрами, с обозначением количества в виде цифр. В школе сейчас мало наглядности, практически не используется счетный материал. Если ребенок не прожил этот этап наглядного оперирования предметами, то учиться ему будет сложно.

В математику с ребенком нужно много играть. Мне очень нравится методичка для детей 4-6 лет Евгении Кац «Математика вприпрыжку». Там даны варианты игр, которые развивают элементарные математические представления: состав числа, количественный ряд, пространство.

Многие дошкольники не понимают элементарных вещей: смена времен года, месяцы, дни недели, расписание.

Я иногда спрашиваю ребенка: «По каким дням у тебя плавание?» И выясняется, что для некоторых детей даже сама концепция, что есть циклы, неделя, и на неделе, например, есть повторяющиеся занятия, как бы не существует. Они живут в системе одного дня, только здесь и сейчас.

Для них даже вчера, сегодня — это очень абстрактно. Зато другие дети сразу видят эту связь, видят себя в пространстве и во времени, без труда рассказывают о своем расписании. Такому ребенку в школе будет гораздо проще даже не с точки зрения математики, а с точки зрения какой-то общей самостоятельности и ответственности за свои действия, понимания: где я, кто я, зачем я.

Читайте также:

В школу в 6 лет: за и против

Что должен знать и уметь ребенок к пяти годам

Как научить ребенка быстро читать: лайфхаки

Смотрите наши видео

Во время загрузки произошла ошибка.

С 1 февраля начался прием детей в первые классы. Ажиотаж в школах неимоверный. Классы переполнены, количество мест ограничено, но это еще цветочки по сравнению с той установкой, что среднестатистический ребенок к 1 классу должен иметь определенный набор знаний, умений и навыков.

В 

Хотя большинство здравомыслящих психологов утверждают, что ничему учить дошкольника не надо, он научится писать, читать и считать в первом классе, а до семи лет должен напрыгаться, наиграться и набегаться, требования программы развития в детском саду и школе говорят об обратном. И сегодня приветствуется читающий, считающий в пределах сотни, пишущий и думающий первоклассник. О том, какие познавательные способности, сенсорные и умственные процессы нужно подразвить к школе поговорим в этой статье.

В 

В 

Чтение

В 

К первому классу у ребенка должны быть сформированы все звуки речи, он должен внятно, четко, членораздельно говорить, не переставляя, не заменяя и не сокращая слоги в длинных словах, типа В«аквалангистВ» (многие детишки произносят В«анквалагистВ» или В«авалагистВ»). Поэтому лучший совет – еще до школы позаниматься с логопедом, поставить и отработать все группы звуков и сформировать слоговую структуру слова. Для работы над последней необходимо многократно повторять длинные слова со сложной слоговой структурой, которые у вашего ребенка западают.

В 

Важным моментом для работы на уроках литературного чтения в первом классе является состояние слухоречевой памяти. Может ли ребенок повторить за вами длинное, сложносочиненное предложение, не выпуская и не переставляя слов, сохраняя смысл высказывания. Например, В«Дети катали из снега комки и делали снежную бабуВ». Если ребенок плохо запоминает на слух фразу, он не сможет ее и осмыслить, а ведь чтение – это не только правильное соединение букв в словах, но и понимание смысла прочитанного.

В 

В 

К первому классу в идеале ребенок должен знать все буквы русского алфавита и правильно называть их (Б – В«бэВ», Р– В«эрВ», Х вЂ“ В«хаВ» и т.д.), над этим усиленно работают воспитатели в подготовительной группе детского сада. Также ребенок должен знать, чем отличается звук от буквы, (звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем), гласные звуки от согласных (гласные звуки мы можем спеть, и нам ничего не мешает во рту, согласные – спеть не можем, так как при их производстве во рту встречается препятствие в виде языка, губ или зубов). Сегодня к началу первого учебного года малыш должен уметь читать послогово, соблюдать логическое ударение и понимать то, что он прочитал.

В 

К семи годам ребенок должен уметь воспринимать короткий текст из пяти предложений, пересказывать после первого прочтения своими словами, выделять главную мысль. Для этого, прежде всего, необходимо развивать словарный запас. В детском саду это делают по лексическим темам, например, тема В«ОвощиВ», В«ПрофессииВ», В«МебельВ», В«Времена годаВ» и т.п., и все что связано с данной темой, например, пополнить словарь относительных прилагательных поможет описание мебели, какая она бывает, из чего сделана: из дерева – деревянный, из кожи – кожаный, из металла – металлический и т.д. Кроме того ребенок должен уметь подбирать антонимы и синонимы к слову, спрягать глаголы по лицам и числам, знать и использовать в речи фразеологизмы и пословицы.

Читайте также:

Почему дети не хотят учиться в школе

Советы доктора родителям первоклассника

Следующим шагом является развитие грамматических конструкций, поскольку слова в предложении должны соединяться определенным образом, а при случае и изменяться. Здесь можно использовать много разных игр, например, В«Посчитай-каВ». Ребенок считает ложки или другие предметы, согласуя числительное и существительное в роде и числе. В«Один-многоВ», можно использовать мяч, взрослый кидает мяч ребенку, называя предмет в единственном числе, ребенок ловит и придумывает форму этого же слова во множественном, например, В«стол-столыВ», В«звезда-звездыВ», окно-окнаВ», ухо-ушиВ», также можно перейти на образование существительных в родительном падеже множественного числа: В«один стул, а много чего? – стульевВ», В«мяч-мячейВ», уши-ушейВ», В«картина-картинВ».

В 

Важно еще до школы учить ребенка раскладывать серию сюжетных картинок в определенной последовательности и составлять небольшой рассказ, развивая связную речь. Родителям советую тренировать пересказ небольших текстов, так развивается и память, и речь, и внимание, поскольку для первоклассника одним из важных компонентов обучения будет формирование учебного поведения. Учить концентрировать внимание на каком-либо задании необходимо заранее. Ребенку, умеющему читать в начале учебного года, будет легче даваться понимание и решение математических задач.

Письмо

В 

Формирование письменной речи, пожалуй, самый сложный психофизический процесс для семилетнего ребенка, ведь при его становлении работают сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический. При этом ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, на плоскости, уметь правильно держать ручку в руке, иметь сформированными графо-моторный навык, фонематический слух, чтобы различать сходные по звучанию фонемы, навык языкового анализа и синтеза. Поэтому к началу первого класса ребенок должен уметь не только читать, но и различать фонемы на слух, например, попросите повторить его слоговую цепочку в верном порядке: са-са-ша, ша-са-ша, ша-са-са, ра-ла-ра, ла-ра-ра, ла-ра-ла и т.п. Если ребенок путает, переставляет, заменяет или добавляет лишние слоги, то необходимо поработать над его слухом. Физический слух при этом у ребенка может оказаться в полном порядке, а фонематический нарушен, в дальнейшем это может привести к тому, что школьник будет писать буквы так, как он их слышит, например, вместо слова В«замерзлаВ» — В«замезраВ».

В 

В 

Для развития фонематического слуха подойдут такие игры и упражнения: В«Угадай, что звенитВ» — узнавание неречевых звуков: погреметь колокольчиком, погремушкой, постучать карандашом по столу, пошуршать бумагой, посвитеть в свисток, дудочку и т.п., ребенок должен угадать звук. В«Хлопни, если услышишь заданный звукВ» (подобрать слова со сходными по звучанию звуками и произносить их), В«Хлопни, когда услышишь правильное название картинкиВ» (вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом), В«Найди слова, сходные по звучаниюВ» — выставляется несколько картинок с изображениями предметов, подписанных снизу: сом, дом, рак, мак бак, ком и т.п. Найди лишний слог, например, произнести слоги В«па-па-па-наВ», пусть ребенок найдет лишний и объяснит, почему он лишний.

Читайте также:

Как помочь первокласснику: кризис семи лет

Как сохранить зрение первоклассника

Уже в первом классе ребенок должен давать характеристику звукам: согласный или гласный, согласный твердый или согласный мягкий. Особые затруднения вызывает у детей определение твердости и мягкости на слух, поэтому предлагаются игры для различения высоты и тембра голоса, например, В«Угадай чей голосВ». С помощью видео дать прослушать ребенку, как ревет большой медведь и как маленький. Медведица кричит грубым, твердым голосом, а Мишутка – тихим, писклявым, мягким.

В 

Следующим шагом подготовки к письму является развитие навыка языкового анализа и синтеза. Ребенок должен уметь делить слово на слоги и раскладывать на звуки, для этого хорошо подходят фишки, символизирующие тот или иной звук: красные – гласные звуки, зеленые – мягкие согласные, синие – твердые согласные. Таким образом, уже к началу первого класса учащийся должен уметь определять количество звуков и слогов в слове, называть первый, второй, третий, последний звук в слове, определять на слух место звука в слове. Например, звук [c] в слове В«маскаВ» за каким звуком следует, а перед каким он стоит? Также необходимо уметь складывать слово из букв. При подготовке к школе можно использовать такие игровые приемы, как игра в мяч, В«Придумай слово на заданный звук, слогВ». В«Подними цифру, соответствующую месту заданного звука в словеВ».

В 

Обязательным условием правильного формирования письма является ориентировка на листе бумаги и в пространстве, поскольку писать мы будем в тетради, начинать с первой верхней строчки из левого верхнего угла, слева-направо, снизу-вверх. Многие первоклашки не видят строку, не понимают, что нужно писать строго в этом очерченном промежутке. Поэтому важно еще в детском саду заполнять прописи с кружочками, крючочками, палочками, формируя правильный наклон и ведение руки, в основном при написании многих прописных букв снизу-верх, а не наоборот, (обратите внимание, как пишет ваш ребенок), а вот кружочки в буквах В«аВ» и В«оВ», пишутся сверху-вниз, слева-направо, а не наоборот. Если у ребенка нарушена ориентировка в пространстве, он будет путать элементы букв, вместо В«бВ» может написать В«дВ», так как они отличаются написанием В«хвостикаВ» (снизу или сверху). Для того, чтобы закрепить написание букв с ребенком можно их лепить, рисовать, выкладывать из ниточки, из риса, рисовать на песке, на насыпанной крупе, слепить из теста и испечь.

В 

Для того чтобы ребенок верно ориентировался на листе бумаги у него кроме графо-моторных навыков необходимо развивать пространственно-временные представления. Поэтому важно, чтобы будущий школьник знал времена года и их последовательность, название и последовательность месяцев, дней недели, частей суток, разбирался в понятиях: вчера, завтра, сегодня, позавчера, послезавтра, старше, младше и т.д. А также при написании букв важно, чтобы ребенок проговаривал их, фиксируя внимание на положении органов артикуляции. При написании буквы В«УВ», например, губы вытягиваются вперед трубочкой, а при написании буквы В«ОВ» тоже вытягиваются вперед, но делаются овальными. Дети часто путают на письме звуки со схожей артикуляцией: У-Ю, А-Я, О-Ё, Т-Ц.

Математика

В 

Для освоения любого школьного предмета в будущем каждому школьнику необходимо к семи годам иметь сформированными на достаточном уровне высшие психические функции, такие как память, внимание, мышление. Логическое мышление как нельзя лучше развивается с помощью математических представлений. Поэтому ученик к первому классу должен уметь считать до 100 и обратно, сравнивать количество предметов, больше, меньше, знать состав чисел от одного до 19, производить несложные вычислительные операции на сложение и вычитание, считать десятками, сотнями, иметь представление о дробях (часть-целое), соотносить количество предметов с цифрой, решать несложные задачи, уметь обобщать, соотносить и классифицировать предметы по признаку, находить лишний предмет, подбирать аналогии, делать умозаключения.

В 

В 

Кроме этого, ребенок должен знать и различать геометрические фигуры, иметь представление о линии, угле, точке, стороне геометрической фигуры, ориентироваться на листе тетради в клеточку, рисовать по клеточкам заданный узор, писать графические диктанты, продлить заданный геометрический ряд, не нарушая закономерности, дорисовать недостающую половину по образцу, соблюдать симметрию рисунка.

В 

Все предметы школьные оказываются взаимосвязанными на пути формирования учебных навыков первоклассника. Ниже я приведу таблицу тех умений, которыми должен обладать семилетний ребенок. Но сразу хочу утешить родителей: если ваш ребенок еще не умеет писать и азбука ему дается с трудом, не переживайте! Самый лучший сензитивный период для формирования вышеперечисленных навыков – возраст 7-8 лет, то есть за один год обучения в первом классе ребенок вполне может успеть научиться читать, считать и писать.

В 

Желаю успехов!

Юлия Савельева

В 

Развитие ребенка 6 – 7 лет

Адрес, ФИО

День рождения, время года

Счет 1- 100, 100 -1

Счет десятками, сотнями

Образование чисел 11 — 19

Графические навыки: раскрашивание, рисунок по образцу, продолжи ряд, срисовывание, дорисовывание фигур по образцу, графический диктант

Времена года и их признаки

Время суток: день, ночь, утро, вечер

Последовательность: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера

Дни недели, будни и выходные

Определение времени: часы, минуты

Пространственные отношения: справа, слева, вверху, внизу

Дроби

Геометрически фигуры и их элементы: угол, сторона и т.д

Количество/ цифра

Концентрация внимания

Логические операции: обобщение, классификация, сравнение, соотнесение.

Решение задач

Знание стихов

Рассказ по картинкам

Детеныши животных

Деление на слоги

Транспорт

Явления природы

Мебель

Птицы

Посуда

Одежда

Части тела

Ягоды

Грибы: съедобные/ несъедобные

Деревья и кустарники

Насекомые

Рабочие инструменты

Профессии

Антонимы

Синонимы

Фразеологизмы

Пословицы

Согласование в роде, числе, падеже

Спряжение глаголов

Словообразование качественных, относительных, притяжательных прилагательных

Словоизменение существительных множественного числа в именительном и родительном пад.

Чтение

Пересказ

Фонематический слух

Гласные и согласные: мягкие, твердые

Звуковой состав слова, кол-во букв и звуков

Место звука в слове и последовательность звуков

Графо-моторные навыки

Списывание

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий