§54. Строение половых органон 8 класс Учебник «Биология» «Атамура»

Человек рождается и умирает, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, и каждая клетка состоит из сложных и простых молекул. Не смотря на это, организм человека имеет сложную систему, которая состоит из большого количества органов связанных друг с другом в единое целое. Поэтому изменение работы одного органа вызывает изменение в работе всего организма. Кроме того, на имеющиеся раздражители внешней и внутренней среды, организм реагирует как единая биологическая система. Высшее управление обеспечивает мозг — венец природы.

Проект «Биология человека» содержит расширенную учебную информацию, т.к. в рамках школьной программы не всегда удаётся представить достаточно в полном объёме. Предлагаемый учебный материал имеет, с одной стороны, базовую основу, а, с другой — мотивирует учащегося на самостоятельное изучение и погружение. Это заметно проявляется в схемах, таблицах, рисунках выполненных в программе Paint. Схемы и таблицы помогут сконцентрировать внимание на главном, а рисунки способствуют визуальному восприятию конкретного органа или его части. Учитель может в любой момент использовать этот материал как на уроке или при его подготовке, так и при проведении индивидуальной работы школьников увлечённых анатомией.

Не все темы отражены в проекте. Почему? В основном мы исходили из объёма учебного материала учебника. Более глубоко раскрыт материал в разделе «Науки изучающие организм человека» и «Происхождение человека». Исторический материал даёт представление о вкладе гениальных личностей разных поколений в науку, для которых слова «Высшее благо науки — служить человеку» — больше чем слова. В некоторых разделах («Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Кожа», «Выделительная система», «Нервная система») затронуты вопросы эволюционного характера, что немаловажно для материалистического понимания при обучении. Подборка «Вопросы-ответы и интересные факты» показывает совершенство человеческого организма. Внешне люди сильно отличаются друг от друга, тем не менее, в строение тела каждого человека прослеживаются общие черты. Хотя строение органов и их функции неимоверно сложны, деятельность человека в труде, быту, спорте скоординирована, согласована. Таким образом, как говорили древние, многознание не есть ум, но в то же время надо признать, что знание фактов, способствует развитию умственных способностей школьников разного уровня.

Литература.

  1. Д. В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Человек. 8 класс. —М.: Дрофа, 2009
  2. И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. —М., Просвещение, 1983
  3. Справочник по биологии под ред. академика АН УССР К. М. Сытника. Киев. Наукова Думка. 1985
  4. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников. —М., «АСТ-пресс школа», 2005
  5. А. В. Ганжина. Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск, Высшая школа, 1978
  6. Л. В. Ёлкина, Биология. Весь школьный курс в таблицах. Минск: Букмастер: Кузьма, 2013
  7. Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли Лимитед, Лондон. Слово. 1991
  8. Биология. Анатомия человека. Сборник рефератов I, II части. —М., Эксмо, 2003
  9. А. П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург, Паритет, 1999
  10. М. М. Бондарук, Н. В. Ковылина. занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8–11 классы. Волгоград: Учитель, 2005

Содержание

Если рассматривать человеческое тело на микроскопическом уровне, то клетка является наименьшей функциональной единицей жизни. Тело среднего взрослого человека состоит примерно из 30-40 триллионов клеток, и, по оценкам, каждый день производится 242 миллиарда новых клеток. Когда группа клеток со схожими функциями объединяется, она образует ткань.

Ткани формируют органы, системы органов и, в конечном итоге, тело человека.

Клетки → Ткани → Органы → Система органов → Организм

Давайте познакомится с анатомией человеческого тела более подробно.

Скелет

Схема строения скелета человека / Wikimedia Commons

Человеческое тело способно осуществлять множество движений от ходьбы, сгибания и ползания до бега, прыжков и лазания. Скелет — это каркас, который позволяет нам выполнять все эти действия. У человека при рождении насчитывается до 300 костей. Однако с возрастом кости начинают срастаться. В зрелом возрасте общее количество костей сокращается до 206.

Скелет также защищает некоторые жизненно важные органы, такие как сердце, легкие и печень. Кости прикреплены к друг к другу с помощью плотной соединительной ткани, называемой связками.

Соединение костей — это место, где встречаются две кости. Они обеспечивают широкий диапазон движений, таких как вращение, отведение, приведение, вытягивание, втягивание и т.п. Основываясь на гибкости и подвижности, соединения костей подразделяют на подвижные (суставы), малоподвижные и неподвижные.

Мышцы

Иллюстрация мышц человека

Мышцы — это специализированные ткани, которые помогают костям в передвижении. Они прикреплены к скелету с помощью сухожилий. Движение конечностей происходит за счет сокращения и расслабления соответствующих мышц, присутствующих в этой области. Суставы способствуют гибкости костей, но кость нельзя согнуть или растянуть, пока не будет задействована мышца. Другими словами, мышцы, прикрепленные к кости, тянут ее в направлении движения.

В большинстве движений задействованы мышцы, работающие в паре. Например, когда мы сгибаем руку, мышцы в этой области сокращаются, становятся короче и жестче и тянут кости в направлении движения. Для расслабления (растяжки) мышцы в противоположном направлении должны подтягивать кости к себе.

Основные части тела человека

  • К основным частям тела человека относятся голова, шея и четыре конечности (две руки и две ноги), соединенных с туловищем.
  • Форму и структуру телу придает скелет, который состоит из костей и хрящей.
  • Внутренние части человеческого организма, такие как легкие, сердце и мозг, заключены в скелетной системе и находятся в различных внутренних полостях тела.
  • Спинной мозг соединяет головной мозг с остальным телом.

Структура человеческого тела

В человеческом теле есть полости, в которых находятся различные системы органов.

  • Черепная коробка — это пространство внутри черепа, которое защищает мозг и другие части центральной нервной системы.
  • Легкие защищены в плевральной полости.
  • В брюшной полости находятся кишечник, печень и селезенка.

Люди эволюционировали отдельно от других животных, но поскольку у нас есть общий далекий предок, строение нашего тела схоже с другими организмами, только с мышцами и костями в разных пропорциях.

Например, мы могли бы предположить, что жирафы имеют больше позвонков на шее, чем люди. Нет, несмотря на то, что жирафы невероятно высоки, у них также семь шейных позвонков.

Одной из наиболее заметных особенностей человека является способность использовать руки, особенно для выполнения задач, требующих ловкости, таких как письмо, открытие бутылки с водой, управление автомобилем и т. д. Это результат того, что у людей были предки, которые начали ходить на задних конечностях, а не на всех четырех.

Большая часть наших анатомических знаний была получена путем вскрытия умерших людей, и долгое время это был единственный способ получить информацию о строении тела человека. В наши дни технологические инновации позволяют исследовать анатомию человека на микроскопическом уровне.

Даже по сей день ученые вновь открывают новые органы, которые ранее были упущены из виду или были ошибочно идентифицированы как другие ткани. В 2018 году ученые обнаружили новый орган по всему телу, названый интерстицием, который находится прямо под кожей.

Органы человека и их функции

Иллюстрация органов и систем органов человека. Изображение: https://www.yaklass.ru

Список органов в человеческом теле варьируется, поскольку стандартное определение термина «орган» все еще остается предметом дискуссий. Однако на сегодняшний день, по оценкам, идентифицировано 79 органов. Мы также имеем органы, которые «утратили» свои функцию на протяжении всей нашей эволюции. Такие органы называются рудиментарными.

Некоторые органы работают сообща и формируют системы органов, которые специализируются на выполнении определенной функции или комплекса функций.

Из 79 органов 5 имеют решающее значение для выживания, и любой ущерб этим органам может привести к летальному исходу. К ним относятся мозг, сердце, печень, легкие и почки.

Сердечно-сосудистая система

Схема кровообращения человека / Wikimedia Commons

Сердечно-сосудистая система включает сердце и все кровеносные сосуды: артерии, капилляры и вены. Существу два типа циркуляции крови, а именно:

  • Систематическая циркуляция
  • Легочная циркуляция

Кроме этих двух, есть третий тип кровообращения, называемый коронарным (циркуляция крови по кровеносным сосудам миокарда). Поскольку кровь является соединительной тканью организма, она помогает транспортировать необходимые питательные вещества, кислород, гормоны и минералы к клеткам и выводить из них побочные продукты метаболизма.

Анатомически человеческое сердце похоже на сердца других позвоночных животных и, следовательно, является гомологичным органом.

Пищеварительная система

Схема желудочно-кишечного тракта человека / Wikimedia Commons

Пищеварительная система расщепляет пищу и усваивает питательные вещества, которые организм затем использует для роста и восстановления клеток.

Основные компоненты пищеварительной системы включают:

  • Рот
  • Зубы
  • Язык
  • Пищевод
  • Желудок
  • Печень
  • Поджелудочная железа
  • Желудочно-кишечный тракт
  • Тонкий и толстый кишечник
  • Прямая кишка

Процесс пищеварения начинается с жевания (пережевывания пищи). Затем слюна смешивается с едой и образует болюс, небольшую округлую массу, которую можно легко проглотить. После проглатывания еда проходит по пищеводу и попадает в желудок. Желудок выделяет кислоты и мощные ферменты, которые расщепляют пищу и придают ей пастообразную консистенцию.

Затем она перемещается в тонкий кишечник, где с помощью желчи, выделяемой печенью, и мощных пищеварительных ферментов поджелудочной железы расщепляется еще больше. Это та стадия пищеварения, на которой усваиваются питательные вещества из пищи.

Оставшиеся вещества затем перемещаются в толстую кишку, где они по мере удаления воды преобразуются из жидкого состояния в твердое. В конечном итоге отходы попадают в прямую кишку для выведения из организма.

Репродуктивная система

Схема женской репродуктивной системы / Wikimedia Commons 1 — фаллопиева труба; 2 — фимбрии фаллопиевой трубы; 3 — мочевой пузырь; 4 — лобковая кость; 5 — G-точка и U-точка; 6 — уретра; 7 — клитор; 8 — луковица преддверия влагалища; 9 — малые половые губы; 10 — большие половые губы; 11 — яичник; 12 — сигмовидная кишка; 13 — матка; 14 — задний свод влагалища; 15 — шейка матки; 16 — прямая кишка; 17 — влагалище; 18 — задний проход; 19 — бартолиновы железы

Схема мужской репродуктивной системы / Wikimedia Commons 1 — мочевой пузырь; 2 — лобковая кость; 3 — половой член; 4 — пещеристое тело; 5 — головка полового члена; 6 — крайняя плоть; 7 — наружное отверстие уретры; 8 — ободочная кишка; 9 — прямая кишка; 10 — семенной пузырёк; 11 — семявыбрасывающий проток; 12 — предстательная железа; 13 — бульбоуретральные железы; 14 — задний проход; 15 — семявыносящий проток; 16 — придаток яичка; 17 — яичко; 18 — мошонка

Репродуктивная система человека также известна как половая система содержит внутренние и внешние органы, которые способствуют процессу размножения. Гормоны, жидкости и феромоны — все это соединительные компоненты, необходимые для функционирования репродуктивных органов.

Репродуктивная система человека состоит из мужских и женских репродуктивных органов и структур. Рост и активность этих органов регулируется гормонами. Половая система тесно связана с другими системами органов, особенно с эндокринной и мочевыделительной системами.

Половые органы считаются либо первичными, либо вторичными. Основными репродуктивными органами являются гонады (яички и яичники), которые отвечают за выработку половых клеток (сперма и яйцеклетки) и гормональную продукцию. Другие репродуктивные органы относятся к вторичным репродуктивным структурам. Вторичные органы помогают в росте и созревании гамет, а также развитии потомства.

Дыхательная система

Схема строения дыхательной системы человека. Изображение: Wikimedia Commons

Дыхательный процесс включает в себя потребление кислорода и вывод углекислого газа из организма. Люди, как и другие позвоночные имеют легкие. Процесс дыхания начинается с цикла вдоха и выдоха. Вдох приводит к поступлению кислорода в организм, а выдох — к выведению из него углекислого газа. Анатомически дыхательная система состоит из следующих органов:

  • Трахея
  • Бронхи
  • Бронхиолы
  • Легкие
  • Диафрагма

При диффузии молекулы углекислого газа и кислорода пассивно обмениваются между клетками крови и внешней средой. Этот обмен осуществляется через альвеолы (микроскопические воздушные мешочки) в легких.

Нервная Система

Схема нервной системы человека. Изображение: The Emirr / Wikimedia Commons

Произвольные и непроизвольные действия поддерживаются и контролируются нервной системой человека. Она помогает направлять сигналы в разные части нашего тела. Нервная система подразделяется на две основные части:

  • Центральная нервная система (ЦНС)
  • Периферическая нервная система (ПНС)

Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, в то время как периферическая нервная система состоит из нервов, присутствующих вне головного и спинного мозга. Через нервы соединяются все части тела человека.

Подведение итогов

Каждый человек, его ткани, части тела и системы органов состоят из клеток — фундаментальная единица жизни. Анатомия — это наука, изучающая строение и основные части тела живых организмов. Физиология, с другой стороны, изучает внутренние механизмы и процессы, которые необходимы для поддержания жизни.

Строение человека можно описать как двуногое, с волосами, покрывающими тело, наличием молочных желез и набором чрезвычайно хорошо развитых органов чувств. Что касается анатомии человеческого тела, то у нас есть специализированная система кровообращения, которая обеспечивает эффективный транспорт кислорода и питательных веществ в организме.

Наличие хорошо развитой пищеварительной системы помогает извлекать необходимые организму питательные вещества. Хорошо развитая дыхательная система поддерживает эффективный газообмен, а нервная система служит для координации и взаимодействия внутри организма, а также с внешней средой, обеспечивая тем самым выживание.

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Функции скелета человека

Скелет человека — пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Выделяют осевой скелет, кости поясов конечностей, кости верхних и нижних конечностей. Скелет выполняет ряд важных функций:

  • Защитная
  • image

  • Опорная
  • Рессорная (фр. ressort, буквально — упругость, пружина)
  • image

  • Двигательная (локомоторная — лат. locus — место + motor – двигатель)
  • Метаболическая (биологическая)
  • Кроветворная
Осевой скелет

Осевой скелет — главная ось тела, опора всего скелета. Осевой скелет включает в себя позвоночник, грудную клетку (грудина и ребра) и череп. Позвоночник (позвоночный столб) состоит из 32-34 позвонков, имеет следующие отделы:

  • Шейный — 7 позвонков
  • Грудной — 12
  • Поясничный — 5
  • Крестцовый — 5
  • Копчиковый — 3-5

Каждый позвонок (за исключением первого шейного — атланта, который имеет только переднюю и заднюю дуги) образован телом и дугой, которые ограничивают отверстие позвоночного канала с проходящим в нем спинным мозгом. В составе позвонка также находятся отростки: суставные и поперечные, остистый отросток. Соединяясь друг с другом суставными отростками, позвонки образуют позвоночный столб со спинномозговым каналом внутри — надежным вместилищем спинного мозга.

У поясничных позвонков наиболее массивные и большие тела: соразмерно нагрузке, которую им приходится выполнять (по сравнению с шейными позвонками).

Строение шейных, грудных и поясничных позвонков отличается между собой. Первый шейный позвонок — атлант (лат. atlantus — несущий) соединяется с затылочной костью черепа и образует с ней сустав. Атлант не имеет тела, у него есть только передняя и задняя дуги. Второй шейный позвонок — аксис (осевой позвонок, эпистрофей) имеет вырост тела — зуб, участвует в повороте головы.

Вероятно, вы обратили внимание, что позвоночник человека непрямой: он имеет изгибы вперед и назад. Замечу, что позвоночник младенца этих изгибов не имеет — он абсолютно прямой. Эти изгибы начинают формироваться после того, как ребенок принимает вертикальное положение, начинает ходить.

В связи с прямохождением у человека формируются 4 физиологических изгиба, то есть у всех имеются в норме: шейный лордоз (изгиб вперед), грудной кифоз (изгиб назад), поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Кифозы и лордозы позволяют равномерно распределить нагрузку на весь позвоночник.

Чтобы легко запомнить для себя два новых термина, рекомендую воспользоваться следующей ассоциацией: спросите себя, как ходит английский лорд? Представьте всю его важность и пафосность, выставленную вперед грудь и выгнутую вперед спину (вот и лордоз!). Ассоциируя слово лорд со словом лордоз, вы не будете путаться 😉

Осанкой называют привычное положение спины. Часто у подростков возникают нарушения осанки из-за слабого развития мышц спины. Могут быть слишком сильно выражены лордозы и кифозы, либо, наоборот, очень плохо выражены, плоская спина. Возможно искривление позвоночника вправо или влево: в этом случае говорят о наличии сколиоза.

Формирование правильной осанки очень важная задача. Вам необходимо знать несколько основополагающих моментов, которые относятся к данной теме:

  • Не носить тяжелые предметы в одной руке, тяжелые сумки, портфели на одном плече
  • Правильно организовать учебное место — спина должна быть плотно прижата к спинке стула, слегка прогнута в пояснице
  • Плечи должны быть расположены на одном уровне, не напряжены
  • Девушкам следует избегать обуви на высоком каблуке — это приводит к возникновению поясничного гиперлордоза

Последствия неправильной осанки: нарушение кровоснабжения, смещение и сдавливание внутренних органов, деформация грудной клетки.

Скелет грудной клетки состоит из 12 пар ребер, грудины. Череп подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловая, носовая, слезная, небная и подъязычная кости. Единственная подвижная кость черепа — нижняя челюсть, с зубами, расположенными в зубных альвеолах, служит для измельчения пищи.

Парные кости лицевого отдела черепа: скуловая, носовая, слезная, небная кости и верхняя челюсть. Непарные кости лицевого отдела черепа: нижняя челюсть, подъязычная кость.

Мозговой отдел черепа включает в себя затылочную, лобную, височную и теменную кости, а также решетчатую и клиновидную кость.

Парные кости мозгового отдела черепа: височная и теменная кости. Непарные кости мозгового отдела черепа: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая.

Скелет поясов конечностей

Мы переходим к изучению поясов конечностей, хочу заметить одну деталь. В главе зоология мы с вами изучали пояса конечностей, пользуясь терминами — пояс «передних, задних» конечностей. Поскольку человек занимает вертикальное положение, то изучая анатомию человека, мы будем говорить о поясе «верхних, нижних» конечностей.

Пояс верхних конечностей (плечевой) состоит из парных ключиц и лопаток. Ключица одним концом крепится к грудине, а другим — к акромиону (отростку лопатки). Плечевой пояс обеспечивает опору верхним конечностям и разнообразие их движений: к лопатке и ключице крепится большое количество мышц.

Пояс нижних конечностей (тазовый) состоит из двух тазовых костей, каждая из которых образована сросшимися подвздошной, лобковой и седалищной костями. Тазовый пояс служит опорой для внутренних органов, местом прикрепления многих мышц.

Скелет конечностей

Скелет нижней конечности включает в себя бедренную кость и надколенник (бедро), малоберцовую и большеберцовую кости (голень), предплюсну, плюсну и фаланги пальцев (стопа). Скелет верхней конечности состоит из плечевой кости (плеча), лучевой и локтевой кости (предплечья), запястья, пястья и фаланг пальцев (кисть).

Бедренная кость сочленяется с тазовым поясом с помощью головки бедренной кости, образующей тазобедренный сустав с вертлужной впадиной тазовой кости. Головка плечевой кости образует плечевой сустав с суставной поверхностью лопатки.

Иногда на рисунке нужно определить, где лучевая и локтевая кости, это довольно несложно сделать, если вы запомните, что лучевая кость всегда расположена ближе к большому пальцу кисти, а локтевая — к мизинцу. При любом расположении на схеме руки это правило будет действовать.

Особенности скелета человека

Мы уже изучили скелет человека, однако следует обратить внимание на некоторые его детали. Может быть, они покажутся вам незначительными и слишком очевидными, но именно они отличают человека от многих других животных. Некоторые из этих особенностей связанны с прямохождением и трудовой деятельностью.

  • Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (у обезьян — наоборот)
  • Слабо выражены надбровные дуги
  • Менее массивная челюсть, чем у обезьян
  • Хорошо развит подбородочный выступ, что указывает на возможность членораздельной речи у человека
  • Череп сверху насаживается на позвоночник, а не подвешивается спереди, как у животных
  • Позвоночный столб имеет 4 физиологических изгиба: 2 кпереди (лордоз) и 2 кзади (кифоз)
  • Масса позвонков сверху вниз (от шейного отдела к поясничному) увеличивается соразмерно нагрузке
  • Грудная клетка уплощенная (в спинно-брюшном направлении)
  • Массивные нижние конечности
  • Широкий, низкий таз (у обезьян — узкий, высокий и длинный)
  • Сводчатая стопа — помогает равномерно распределить нагрузку, у обезьян стопа плоская
  • Противопоставление большого пальца всем остальным — основа хватательной функции руки
Заболевания опорно-двигательного аппарата

Наиболее часто при слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата, изменяется форма стопы, опускается ее поперечный и продольный свод: такое заболевание называется плоскостопием.

Причины: неправильная обувь, избыточный вес, длительное хождение или стояние (чрезмерно повышенная или пониженная нагрузка). Сопровождается болями в стопе, неестественной походкой. Из-за смещения центра тяжести организма плоскостопие может приводить к нарушению осанки.

Лечение: физические упражнения, ортопедические стельки (греч. orthos – прямой, правильный + paedos – ребенок).

Супинаторы (лат. supino — опрокидываю) — внутренняя деталь низа обуви, поднимающая внутренний край стопы, прикрепляемая к стельке, или между стелькой и полустелькой. Супинаторы предназначены для уменьшения нагрузки на свод стопы и формоустойчивости подошвы.

Рахит (греч. rhachis — позвоночник) — заболевание детей грудного и раннего возраста, связанное с нарушением костеобразования и недостаточностью минерализации костей.

Причины рахита: недостаточное получение витамина D с пищей, недостаточное нахождение на солнце (недостаточное облучение ультрафиолетом — необходимо для синтеза витамина D в организме), недоношенность ребенка.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Анатомия человека [9-изд]

Введение МЕТОДЫ АНАТОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ АНАТОМИИ (АНАТОМИЯ КАК НАУКА)

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

В основе ее в Советском Союзе лежит передовая философия диалектического материализма.

Старая описательная анатомия ставила перед собой один вопрос: как устроен организм? Она ограничивалась только описанием структуры, откуда и получила свое название. Она исследовала форму вне связи с функцией и не стремилась вскрывать законы развития организма, т. е. была метафизической[1]. Для старой описательной анатомии описание было целью. Для современной анатомии оно стало средством, одним из методов изучения структуры, одной из ее черт (описательная черта).

Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен, каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Диалектика в противоположность метафизике учит, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека есть целостная система. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

Диалектика в противоположность метафизике учит, что в природе все изменяется и развивается. Организм человека тоже не представляет собой нечто застывшее, отлитое в одну совершенно законченную форму, он постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид является продуктом длительной эволюции, обнаруживающим черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных — филогенез (ph?lon — род, g?nesis — развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сопоставляет строение различных животных и человека. Кроме сравнительной анатомии, являющейся описательной наукой, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества — антропогенез (?nthropos — человек). Для этого используются, кроме сравнительной и эволюционной морфологии, преимущественно данные антропологии — науки о человеке.

Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

3. Рассматривается процесс развития индивида — онтогенез (?nthos — особь) в течение всей его жизни: утробной, эмбриональной (эмбриогенез), внеутробной, постэмбриональной, или постнатальной (post — после, n?tus — рожденный), от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (?mbryon — зародыш) и так называемой возрастной анатомии. Последний период онтогенеза — старение — составляет объект геронтологии — науки о старости (греч. geron, g?rontos — старик).

Учитываются также индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а также их топографическое взаимоотношение.

В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционную черту анатомии.

Диалектический материализм учит также, что форма и функция находятся в единстве и взаимно обусловливают друг друга. В организме нет структур, не выполняющих какую-либо функцию, так же как нет функций, не связанных с какой-либо структурой. Каждый орган является в значительной степени продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов в неразрывной связи с их функцией, что составляет функциональную черту ее.

Все изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта).

Описательная, эволюционная и функциональная черты являются разными сторонами единой анатомии. Главнейшей чертой советской анатомии является ее действенность, т. е. не пассивное созерцание и описание строения организма (как учит созерцательный материализм Фейербаха), а стремление вскрыть закономерности строения и развития организма и овладеть этими закономерностями с целью воздействия на человеческий организм в направлении, необходимом для благоприятного и гармоничного развития человека — строителя коммунистического общества.

Л. Фейербах указывал, что при изучении природы достаточно наблюдать ее, пассивно созерцать, не вмешиваясь в нее, и описывать, ограничиваясь описательным характером науки.

К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», критикуя его, писал:

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»

(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 4).

— AD —

Из этих слов К. Маркса вытекает, что всякая наука должна решать 3 задачи: описывать, объяснять и управлять.

Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.

В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической. Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуя друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.

Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи строения органа с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и особенно с нервной системой, объединяющей организм в единое целое (см. «Синтез анатомических данных»).

Кроме систематической анатомии, существует топографическая анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеющая непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии, отчего ее называют также хирургической анатомией.

В институтах физкультуры обращается особое внимание на функциональную анатомию опорно двигательного аппарата, которая исследует не только строение, но и динамику движений, и потому обозначается как динамическая анатомия. Прикладная анатомия для художников и скульпторов изучает только внешние формы и пропорции тела и называется пластической анатомией. Отмеченные виды анатомии отличаются разным подходом к изучению тела человека, которое может исследоваться как на мертвом, так и на живом, — анатомия живого человека. Последняя особенно необходима врачу, который имеет дело с живым человеком. Ее успехи связаны с прогрессирующим развитием рентгенологических методов исследования, позволяющих видеть почти все органы и системы живого человеческого организма, что составляет неотъемлемую часть современной анатомии, именуемую рентгеноанатомией. Все эти разновидности анатомической науки представляют разные аспекты единой анатомии человека.

Существующие в целом организме связи могут быть вскрыты только при сопоставлении данных анатомии с данными другихсопредельных дисциплин.

Человек является высшим продуктом развития живой материи. Поэтому, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы. Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии.

Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии — науки о жизнедеятельности организма. «Морфологические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг друга» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 620).

Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект — структуру живого, но с разных позиций: анатомия — с точки зрения формы, организации живого, а физиология — с точки зрения функции, процессов в живом.

Таковы взаимоотношения этих двух родственных дисциплин, которые являются альфой и омегой медицинских знаний.

Сама анатомия изучает не только внешнюю, но и внутреннюю форму, структуру органов с помощью микроскопа — микроскопическая анатомия. Здесь анатомия тесно связана с наукой о тканях — гистологией (hyst?s, греч. — ткань), которая изучает закономерности строения и развития тканей, а также с наукой о клетке — цитологией (c?tos, греч. — клетка), исследующей закономерности строения, развития и деятельности различных клеток, составляющих ткани и органы.

С изобретением электронного микроскопа возникла возможность исследовать субмикроскопическис структуры и даже молекулы живой материи, являющиеся одновременно объектом изучения химии. На стыке цитологии и химии развилась новая наука — цитохимия. В результате в настоящее время строение человеческого организма изучается, как говорят, на разных уровнях:

1) на уровне систем органов и органов:

а) невооруженным глазом;

б) с помощью лупы;

2) на уровне тканей:

а) с помощью стереоскопического микроскопа (гистотопография);

б) с помощью микроскопа (гистология);

3) на уровне клеток (цитология):

а) с помощью светового микроскопа;

б) с помощью электронного микроскопа;

4) на уровне молекул живой материи:

а) с помощью электронного микроскопа.

Таково современное деление анатомии, гистологии и цитологии по уровням и технике исследования.

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология вместе составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morph? — форма).

Содержание ПРЕДМЕТ АНАТОМИИ (АНАТОМИЯ КАК НАУКА) МЕТОДЫ АНАТОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Похожие книги из библиотеки

image Головная боль

Головная боль

Головная боль является наиболее распространенным недомоганием, с которым приходится встречаться практически каждому. Справиться с ним поможет вам эта книга, которая подскажет истинные причины заболевания. image Диабет

Диабет

Сахарный диабет — это тяжелое заболевание, которое на сегодняшний день очень распространено. Болезнь развивается в течение многих лет жизни и отягощается целым рядом тяжелых осложнений. Во многом самочувствие больного сахарным диабетом зависит от него самого. От того, как больной относится к своему здоровью, какие имеет знания по поводу своей болезни, как точно соблюдает режим приема лекарств, питания, сколько времени уделяет физическим упражнениям, зависит его долголетие. Данная книга поможет разобраться в симптомах заболевания, основных направлениях лечения сахарного диабета, подобрать правильно сбалансированное питание. Рецепты фитотерапии дополнят основное лечение, назначенное врачом, и помогут улучшить самочувствие и нормализовать сахар в крови. image Вся правда о женском здоровье. Как избежать опасных проблем

Вся правда о женском здоровье. Как избежать опасных проблем

Новая книга известного врача, выдающегося специалиста в области безмедикаментозного лечения и оздоровления организма Сергея Михайловича Бубновского адресована девочкам, девушкам, женщинам, бабушкам… Как правильно подготовить свой организм к будущему материнству, избежать бесплодия и сохранить стройность после родов? Что надо делать, чтобы хождение в изящной обуви на высоком каблуке не привело вас на хирургический стол, и какие физические упражнения оградят вас от болей в спине? Вы узнаете, как на протяжении всей жизни, не прибегая к таблеткам, сохранить женское здоровье и привлекательность. Методично следуя рекомендациям, изложенным в книге, вы сможете обезопасить себя от таких распространенных заболеваний, как эндометриоз, миома матки, мастопатия. Вы узнаете причины возникновения тазовых болей и способы их предотвращения и лечения без лекарств. image Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам

Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам

Перед вами продолжение серии о жизни правителей России. В книге затрагивается такая деликатная область, как состояние здоровья первых лиц государства. Перед лицом болезни все равны, и никто, ни царь, ни его слуга, не застрахован от беспощадной зубной боли… Книга разделена на две части: первая – краткий экскурс в историю зубоврачевания. К сожалению, зубная боль сопровождает человека во все времена и практически не обходит никого, но долгое время лечение и протезирование могли позволить себе лишь сильные мира сего, о чем достаточно подробно и рассказывают авторы. Вторая часть книги посвящена непосредственно лечению российских монархов: Екатерина II, Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II и его семья. Большое количество иллюстративного материала и живой язык авторов делают чтение этой книги весьма занимательным.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий